В последние дни в глубинах горы Тянь-Шань на высоте более 3000 метров был полностью прорыт самый длинный в мире тоннель для скоростных автомагистралей — тоннель Победы Тянь-Шаня. Этот тоннель является ключевым проектом скоростной автомагистрали Урумчи–Лоп-Нур (далее — дорога Урумчи-Лоп-Нур). После открытия движения пересечь Тянь-Шань на автомобиле можно будет всего за 20 минут.
Самый длинный в мире тоннель для скоростных магистралей
Протянувшийся на тысячи километров Тянь-Шань пересекает центральную часть Синьцзяна, разделяя транспортное сообщение между севером и югом. Ранее, чтобы добраться из столицы Синьцзяна, Урумчи, на юг региона, нужно было объезжать горы с востока, описывая на карте «полукруг».
Для того чтобы соединить север и юг Тянь-Шаня скоростной автомагистралью, в 2019 году началось строительство дороги Урумчи-Лоп-Нур. Проект включает 16 тоннелей, которые выпрямляют маршрут и пересекают Тянь-Шань, соединяя север и юг региона. Среди них тоннель Победы Тянь-Шаня стал самым сложным участком проекта.
По словам заместителя начальника отдела строительства Управления транспорта Синьцзяна Гэн Цяна, тоннель Победы Тянь-Шаня имеет длину 22,13 километра. Его строительство началось в апреле 2020 года, и за 4 с лишним года тысячи рабочих преодолели все трудности, чтобы завершить его строительство.
С длиной 22,13 километра этот тоннель превзошёл предыдущий мировой рекорд — тоннель Циньлинь-Чжуннаньшань в Китае, который короче на более чем 4 километра. Китайская инфраструктура снова обновила мировой рекорд для тоннелей скоростных магистралей.
Тоннель Победы Тянь-Шаня пересекает 16 глубоких разломов и вторичных тектонических зон, средняя высота строительства составляет более 3000 метров, а среднегодовая температура в районе расположения тоннеля — минус 5,4°C. Строительство такого объекта представляет невероятные трудности.
Как отметил главный инженер Xinjiang Transport Investment Development Co., Ltd. Мяо Баодун, тоннель можно назвать «геологическим музеем» из-за наличия различных геологических сложностей, таких как разломы и разрушенные породы. Максимальная глубина тоннеля достигает 1112,6 метра, а самый глубокий вертикальный шахтный ствол имеет глубину более 700 метров, что является рекордом в Китае.
Множество технических прорывов.
«Перед лицом беспрецедентных испытаний мы полностью использовали технологии китайского производства, установив множество рекордов и совершив первые в своём роде достижения», — заявил председатель Xinjiang Transport Investment Development Co., Ltd. Цуй Цзинчуань.
В процессе строительства тоннеля Победы Тянь-Шаня впервые в исследовании дорожных тоннелей применили горизонтальное направленное бурение; впервые на глубине более километра (1003 метра и 1900 метров) выполнили горизонтальное бурение с извлечением керна; впервые в отрасли инженерных исследований осуществили сверхдлинное бурение на расстояние более 2 километров. Также были установлены два национальных рекорда: извлечение керна на глубине 1900 метров и одностороннее бурение на 2271 метр.
Кроме того, для строительства тоннеля впервые в Китае применили технологию «коротких участков для длинного тоннеля» и впервые в дорожных проектах использовали механизированную проходку (TBM). Мяо Баодун пояснил, что использовалась трёхтоннелевая система: между двумя основными тоннелями была построена служебная галерея, проходка которой выполнялась с использованием жёсткорежущей машины (TBM), что позволило увеличить число рабочих зон и разделить тоннель на более короткие участки. Это сократило срок строительства с 10 до 4 с лишним лет, устранив технологические пробелы в тоннелестроении в Китае.
Для обеспечения темпов строительства было разработано и произведено в Китае две TBM специально для тоннеля Победы Тянь-Шаня. Кроме того, впервые в мире была применена новая методика инъекционного укрепления породы в сочетании с оборудованием TBM, что позволило преодолеть зависимость от зарубежных технологий в этой области.
В результате, тоннель Победы Тянь-Шаня был полностью завершён за 52 месяца. Проект получил 14 государственных патентов на изобретения, 38 патентов на полезные модели и 65 публикаций в авторитетных международных и китайских журналах, продвигая уровень тоннелестроения в Китае и в мире.
Связь между севером и югом Тянь-Шаня.
Водитель грузовика Ли Сун, который часто ездит между Урумчи и Корлой, был в восторге, узнав, что тоннель Победы Тянь-Шаня полностью прорыт. Он сказал: «Это отличная новость для всех водителей, которые работают между севером и югом Синьцзяна. Теперь, с открытием тоннеля, не придётся объезжать».
В настоящее время из Урумчи в Корлу можно добраться только по одной скоростной дороге, которая проходит через Турфан (маршрут G30 + G3012). Длина маршрута составляет более 470 километров, а время в пути — около 7 часов.
С открытием тоннеля Победы Тянь-Шаня и особенно с завершением строительства дороги Урумчи-Лоп-Нур в 2025 году появится прямой скоростной маршрут, соединяющий Урумчи и Корлу. Это сократит маршрут примерно на 170 километров, а время в пути уменьшится примерно вдвое.
«После открытия дороги Урумчи-Лоп-Нур я смогу доехать домой за три с небольшим часа. Это просто замечательно», — сказал Ван Сяовэй, житель Корлы, работающий в Урумчи.
Дорога Урумчи-Лоп-Нур является частью государственной сети скоростных дорог G7 и играет важную роль как в дорожной сети Синьцзяна, так и в масштабах всей страны. Она соединяет северные города Синьцзяна с южными городами региона и создаёт скоростное кольцо между Джунгарской и Таримской впадинами.
Начальник отдела комплексного планирования Управления транспорта Синьцзяна Вэй Синлян отметил, что открытие дороги Урумчи-Лоп-Нур ещё больше усовершенствует интегрированную транспортную сеть региона, будет способствовать развитию экономики, освоению ресурсов и туризма, а также ускорит реализацию стратегий «внутренняя связь», «быстрая транспортировка в/из района», «соединение северного и южного Синьцзяна» и «международная интеграция».
В последние годы транспортная инфраструктура Синьцзяна значительно улучшилась. По состоянию на настоящее время, общая протяжённость дорог в регионе достигла 227,9 тысячи километров, из которых 11,8 тысячи километров составляют скоростные магистрали. Все административные районы региона вошли в эпоху скоростных дорог: 108 округов и городов связаны дорогами второго класса и выше, из них 102 округа и города имеют доступ к скоростным автомагистралям.
Тянь-Шань тауын кесіп өтетін супертуннель: құрылыс технологиясы қандай?