Фархад Джаббаров,
доктор исторических наук
Конец XIX-начало ХХ вв. отмечены всплеском армянского шовинизма на Южном Кавказе, выразившегося, с одной стороны, в массовых протестных и террористических акциях, вызванных мероприятиями правительства Российской империи против антигосударственной деятельности армянского духовенства и партий «Гнчак» и «Дашнакцутюн», а с другой, – в различных провокационных действиях армян в отношении мусульманского населения края. В совокупности эти факторы обусловили первую волну масштабного армяно-азербайджанского межэтнического конфликта, вспыхнувшего на Южном Кавказе в 1905-1906 гг. Начавшись в феврале 1905 г. в Баку, кровавые столкновения между двумя нациями вскоре перекинулись и в другие местности края, обернувшись целой чередой вооружённых нападений, убийств, грабежей, поджогов, уничтожением отдельных населённых пунктов. Одним из тех регионов, где дашнаки намеревались за счёт террора против мусульман образовать «сплошную территорию для армянского народа», являлся Зангезурский уезд Елизаветпольской губернии. Архивные документы свидетельствуют, что накануне армяно-азербайджанского конфликта 1905 г. дашнаки развернули в Зангезуре обширную работу по подготовке вооружённых беспорядков. В ноябре 1904 г. в селении Хинзирак Зангезурского уезда возник армянский революционный комитет, состоявший из 80-100 человек. Возглавляли его священник Тер-Мосесов и сельский старшина Саркис Каракозов. Члены комитета платили ежегодный взнос с размере от 80 коп. до 2 руб., на которые покупались ружья и патроны. Другой член комитета – М.Шазадов, медник по профессии, под предлогом покупки ковров разъезжал по селениям для пропаганды революционных идей, собирал деньги для преступных целей и покупал патроны. Кроме того, комитетчики разъезжали по селениям, объявляли всем запасным нижним чинам, чтобы они не повиновались властям в случае мобилизации.
В комитете была налажена чёткая система оплаты «труда» каждого члена. К примеру, пропагандисты получали ежемесячно 120 руб., сборщики денег – 25-30 руб. Наряду с этим, комитет имел в своём распоряжении и террористов, которые получали плату не ежемесячно, а за каждое убийство, поэтому голова каждого приговорённого к смерти оценивалась в определённую сумму.
Комитет успел осуществить ряд терактов в уезде: жители-армяне сел. Хинзирак А.Гулказаров, А.Камандатов, О.Петросов и др. были убиты за неповиновение требованиям комитета. Группа террористов комитета готовила покушение и на джебраильского уездного начальника, однако они были обезврежены. Эта успешная операция полиции и жандармерии и помогла выявить деятельность армянского комитета. Во время обыска у Тер-Мосесова и С.Каракозова был обнаружен склад оружия и динамит. Кроме того, благодаря проведённым мероприятиям, удалось выяснить, что упомянутый комитет распространял свою деятельность в пределах всего Зангезурского уезда и подчинялся вышестоящему Шушинскому комитету. Более того, оказалось, что о существовании Хинзиракского комитета было известно и некоторым местным чиновникам в Гёрусе – административном центре Зангезурского уезда, но они из-за боязни перед дашнаками не принимали никаких мер к раскрытию комитета.
Под влиянием массовой резни, произошедшей в Шуше в августе 1905 г., межнациональные столкновения охватили и другие уезды Елизаветпольской губернии, где компактно проживали армяне и азербайджанцы. Во второй половине 1905 г. армяно-азербайджанская резня в Зангезуре проявлялась в локальных и несистематических взаимных нападениях на сёла, грабежах, обстрелах дорог. В рассматриваемый период основными аренами столкновений были Шуша и Елизаветполь. Однако с начала 1906 г. Зангезурский уезд превращается в один из очагов широкомасштабного армянского террора против азербайджанского населения. В марте 1906 г. пристав 4 участка Зангезурского уезда Мелик Аббасов сообщал в секретном рапорте зангезурскому уездному начальнику Миткевичу, что в участке наблюдается тревожное состояние и взаимное недоверие между армянами и мусульманами. Прекращено сообщение от Зангелана и Шихауза до Катарских заводов, причиной чему служили разбойничьи действия вооружённых шаек армян. По сообщению елизаветпольского уездного начальника в Департамент полиции, в Зангезурском уезде собралось до 2 тыс. вооружённых армян, которые сожгли 10 азербайджанских деревень. Жители вынуждены были скрыться в окрестных деревнях.
Как отмечалось в официальных документах того времени, в начале резни в Зангезуре перевес был на стороне азербайджанцев, однако впоследствии инициатива перешла к армянам. В связи с этим, прокурор Тифлисской судебной палаты Кукуранов отмечал в своём рапорте: «…Многие селения превращены в развалины, жители частью разбежались, а частью перебиты, и тела их предаются земле войсками, причём на трупах сплошь и рядом видны следы изуверства армян». Прокурор констатировал также бессилие местной администрации и фактическое хозяйничанье в уезде дашнаков: «Пока русская власть совершенно подавлена и весь уезд подчинён армянам, на стороне которых сильно терроризированная администрация и даже отчасти войско, которого к тому же недостаточно».
Параллельно с массовыми убийствами азербайджанского населения, армяне в лице партии «Дашнакцутюн» развернули террор против влиятельных представителей азербайджанской общины Зангезура. В частности, при расследовании полицией дела об убийстве выборных от общества членов примирительной комиссии Гаджи бека Мелик-Шафиева и Моллы Гаджи Мир Абдулазим оглы, выяснилось, что оно совершено у армянского селения Бых членом местного комитета «Дашнакцутюн»а по кличке «Пето» в соучастии с 3 армянами, приютившимися и укрываемыми в названном селении. Сочувствие и участие селения Бых подтвердилось также тем, что некоторые жители его имели старые земельные счёты с Гаджи беком, а Молла Гаджи был убит, как свидетель. 12 марта 1906 г. дашнаки вынесли им смертный приговор, назвав в выпущенной по этому поводу прокламации Гаджи бека и Молла Гаджи «предводителями разбойников Охчинского ущелья», организаторами «всех убийств, разбоев, грабежей по Охчинской дороге». В прокламации звучала угроза всем азербайджанцам, что в случае продолжения блокады Охчинской дороги и продолжения деятельности там вооружённых отрядов самообороны (в прокламации они названы «разбойниками»), армяне закроют эту дорогу со своей стороны.
Летом 1906 г. зангезурская резня приняла громадные масштабы. Разворачивая террор в Зангезуре, дашнаки преследовали цель уничтожить мусульманские сёла, расположенные между Зангезуром и Нахчываном, чтобы объединить свои вооружённые отряды, действовавшие в этих двух регионах. После поражения в Шуше дашнаки собрали рассеянные по Джеванширскому и Джебрильскому уездам силы и сконцентрировали их в армянских сёлах Зангезурского уезда – Барабатум и Чекедек. Целью этого плана был захват стратегически важного пункта – селения Катар, в котором добывалась медь и были устроены медные рудники. Трагические события в Катаре начались, как и во всех предыдущих эпизодах межнациональных столкновений, с армянской провокации. 29 июля 1906 г. в Катаре армянами был убит Сафияр бек – доверенное лицо одного из зангезурских беков. Это убийство вызвало естественную в условиях многолетней взаимной вражды реакцию азербайджанцев: они атаковали рынок, убили одного армянина и подожгли один опустевший рудник. Воспользовавшись ожидаемой реакцией, дашнакские отряды напали на торговые лавки мусульман, уничтожив их, а затем начали преследовать спасавшихся бегством. Армянами были убиты шестеро мусульман.
Описываемые события показали, что армяне были заранее подготовлены к боям, хорошо организованы и вооружены. Подтверждением этому служит следующий факт. В тот же день, когда армяне разрушили рынок в Катаре – 29 июля – они напали ещё на 6 селений азербайджанцев и захватили их. Сёла Кархана, Лов, Халадж, Салдашлы, Инджевар, Дашнов были разрушены дашнакскими боевиками, а жители-мусульмане вынуждены были искать укрытия в соседнем селе Катар, либо в горах и лесах.
Действия дашнаков в Зангезуре, так же как и в других уездах Елизаветпольской губернии, были чётко слаженными как с военной, так и с организационной точки зрения, что полностью отрицает тезис о неподготовленности и беззащитности армян во время межнациональных столкновений. Как отмечалось в одном официальном документе, пешие и конные отряды дашнакских «хумбов», «зинворов», вооружённые главным образом ружьями и револьверами системы Маузер, по предписаниям дашнакских комитетов направлялись в пункты, требовавшие сосредоточения сил. Эти отряды перебрасывались из одной местности в другую с невероятной быстротой, благодаря поставке населением сменных верховых лошадей. На эти отряды возлагалась не только защита армянских селений, но, главным образом, разгром азербайджанских населённых пунктов вдали от арены борьбы армян с мусульманами. Эти отряды обрушивались на беззащитные мусульманские сёла и громили их дотла. В качестве примера приводился ряд сёл Охчинского ущелья, с. Горс Зангезурского уезда.
Наиболее драматические события в истории зангезурской резни произошли в селе Катар. 1 августа 1906 г. армяне окружили село и начали обстрел. Положение жителей-азербайджанцев усугублялось тем, что Катар был со всех сторон окружён армянскими сёлами, что, фактически, делало невозможным спасение. В таких условиях единственным способом остановить натиск армян были решительные действия против них полиции и казаков. Однако события в Катаре наглядно и уже в очередной раз подтвердили не только их бездействие, но и открытую поддержку армянам. В частности, когда один из полицейских чинов обратился к приставу Сахарову со словами: «Вы же видите, что мусульман обстреливают. Нельзя ли вызвать находящихся на окраине села казаков, чтобы они защитили их?», тот ответил: «Я не могу защищать мусульман, не видишь разве, какой огонь ведут армяне?». Цинизм Сахарова проявился и тогда, когда он отказал старейшинам кочевых племён, переселившихся в Катар, в просьбе дать возможность уйти из села под защитой войск. Позднее же пристав, мировой посредник и казаки перешли в армянское село Барабатум, оставив, фактически, катарцев один на один с дашнаками.
Осада и обстрел армянами Катара продолжались до 9 августа. Благодаря стойкости защитников села, дашнакам в течение более 10 дней не удавалось захватить его. Село было захвачено армянами 9 августа в результате наступления, поддерживаемого казачьими частями. Местное мусульманское население было вырезано, а выжившие спаслись бегством и укрылись в соседнем селе Келледаг. М.С.Ордубади в своём описании последнего дня селения Катар приводил рассказ очевидца, который 9 августа тайком пробрался туда из села Халадж: «Когда я, пройдя рудничный рынок, приблизился к Катару, мне открылась странная картина. Над селом клубился дым, Катар был окутан туманом. Нигде не было видно ни огонька, даже вспышки спички. Не слышны были голоса ни животных, ни людей, окутанное мраком село было погружено в кошмарное безмолвие. Изредка оттуда доносились какие-то звуки, похожие на плач грудных детей, что говорило о том, что жители Катара не спят. Иногда до меня доносились причитания, сводившие меня с ума. Печальные звуки плача в кромешной тьме растворялись в этом безмолвии природы, и эхо их разносилось вокруг. Казалось, горы, окружающие село, как коленопреклонённые родители, стонали, оплакивая погибших сыновей. Я долго слушал в темноте наступающего утра страшные, душераздирающие причитания матерей, я был удивлён и подавлен, но ещё более – охвачен страхом и ужасом, хотя против своей воли продолжал идти. Может быть, на звуки причитаний? Не знаю! Но хоть я и шёл, страх всё сильней овладевал мною. Наконец, я дошёл до оставленных без защиты укреплений мусульман. Здесь всё ещё валялись вперемешку пустая посуда от воды, пустые ящики для патронов. Я чувствовал сильный запах пороха, впитавшийся в камни. Увидев вдалеке армян, готовых захватить село, я побежал через горы в деревню Келледаг».
После разгрома Катара дашнакские отряды перешли в наступление в направлении сёл Охчу и Шабадин. Бои, продолжавшиеся с 9 по 12 августа, завершились для армян неудачно: жителям Охчу не только удалось отстоять село, но и обратить противника в бегство. Отступив в село Гиджалан, армяне стали строить там укрепления и готовиться к обороне. Однако Гиджалан был захвачен отрядами азербайджанской самообороны.
На помощь дашнакам пришли подкрепления из соседних сёл Зангезура, что сразу же принесло перевес в силе. Армяне 14 августа овладели горными вершинами, окружающими Охчу и Шабадин. Азербайджанские силы самообороны вместе с мирными жителями вынуждены были отступить, осознавая безысходность сопротивления превосходящим силам противника. Однако, укрывшись в соседнем селе Саггарсу, они были настигнуты армянами, которые учинили здесь кровавую расправу. Как пишет М.С. Ордубади, «после того, как искавшие убежище в Саггарсу мусульмане частью были убиты, а частью бежали, Молла Гасан Эфенди с оставшимися женщинами, взяв в руки Коран, вышел навстречу армянам и во имя Корана стал просить их о пощаде. Однако кровожадные дикари, не почитающие ни Корана, ни Евагелия, всех их зверски убили. Затем подожгли бывшие при Мулле Гасане Эфенди несколько экземпляров Корана и других священных книг и нацепили их, как факелы, на острия штыков».
Военную помощь жителям зангезурских сёл Охчу и Шабадин оказали отряды добровольцев, собранные в Ордубаде. По сообщению М.С.Ордубади, около 1800 вооружённых человек выступили в середине сентября из Ордубада и начали бои с армянами. В разгар боёв подошли правительственные войска, отсутствующие на протяжении всего времени кровопролитных столкновений. При поддержке ордубадцев и под защитой правительственных войск жители Охчу и Шабадина вернулись в разрушенные сёла.
По данным архивных источников, со 2 по 24 августа 1906 г. армяне истребили значительное количество мирного мусульманского населения Зангезурского уезда, полностью уничтожив следующие селения: Шабадин, Охчу, Аткиз, Пирдавдан, Кярхана, Катар, Хададж, Инджевар, Чулла, Зурул, Фараджан, Емазли, Гуман, Келлу, Саналу, Метназар, Калабойни, Мегрулу, Моллану.
Подтверждением зверств, учинённых армянами в Зангезуре, служат воспоминания русского офицера Владимира Вадина, опубликованные в 1907 г. Воспоминания, написанные после посещения Карабаха, пронизаны симпатией к армянам и презрительным, характерным для великодержавного офицера отношением к мусульманам. Тем не менее, в этих воспоминаниях есть весьма любопытный эпизод, который автор приводит без скрываемого восторга от дашнаков – «спасителей армянской нации», как он их называет. Проводником В.Вадина был дашнак Сако, признавшийся офицеру, что он сжёг в Зангезуре 12 сёл, убивая и истязая азербайджанское население. Заключая свой рассказ вопросом «Разве это люди?», армянский головорез следующим образом выражал ненависть к убитым мусульманам: «разбой считается [у них – Ф.Д.] героизмом, кровавая месть – долгом, наука и школа – пустым, ничего не говорящим звуком».
Взаимная вражда, длившаяся около года и унесшая сотни жизней с обеих сторон, привела к тому, что столкновения приобрели характер настоящих сражений, с использованием огнестрельного оружия, а порой и артиллерии. Однако характер действий противоборствующих сторон существенно отличался, о чём свидетельствуют архивные документы. В одном из них – обширном докладе прокурора Елизаветпольского окружного суда А.Скульский от 5 декабря 1906 г. отмечалось, что нападения азербайджанцев на армян заканчивались, как правило, захватами и грабежами, поджогами сёл, домов, лавок и не сопровождались убийствами мирных граждан. Во время 13 нападений азербайджанцев, зафиксированных в разных уездах Елизаветпольской губернии за конец 1906 г., было убито всего 7 армян и то это были те, кто открывал огонь. К тому же азербайджанцы не стреляли в войска, а при их приближении прекращали стрельбу и отступали. Существенно отличался характер нападений армян. А.Скульский приводил следующие примеры их действий, как против мирных азербайджанцев, так и против правительственных войск. Согласно его докладу, в Зангезурском уезде была разгромлена часть селения Сисиан, убито и ранено около 75 азербайджанцев. В этом же уезде армяне напали на село Моллаахмедлы, когда же на помощь азербайджанским жителям села прибыл взвод казаков, он был встречен огнём армян и вынужденно отступил.
Таким образом, зангезурская резня заняла одно из трагических мест в истории армяно-азербайджанского конфликта 1905-1906 гг. Несмотря на отсутствие точных статистических данных о количестве жертв этой резни и довольно скудный фактический материал для её описания, имеющиеся в нашем распоряжении источники создают довольно чёткое представление о масштабах армянского террора, учинённого против азербайджанского населения Зангезурского уезда в 1906 г.
Использованная литература
- 1. Архив общественно-политических документов Управления делами Президента Азербайджанской Республики: фонд 276, опись 8, дело 111.
- Архив общественно-политических документов Управления делами Президента Азербайджанской Республики: фонд 276, опись 8, дело 259.
- 3. Борьба с революционным движением на Кавказе в эпоху столыпинщины. (Из переписки П.А.Столыпина с графом И.И.Воронцовым-Дашковым) // «Красный архив», 1929, т. 34.
- 4. Вадин В. Кавказские наброски. Из воспоминаний русского офицера об армяно-татарских столкновениях. Санкт-Петербург, 1907.
- 5. Государственный исторический архив Азербайджанской Республики: фонд 62, опись 1, дело 41.
- Государственный исторический архив Азербайджанской Республики: фонд 183, опись 3, дело 102.
- Ордубади М.С. Кровавые годы. История армяно-мусульманской войны на Кавказе в 1905-1906 годах. Санкт-Петербург, 2010.
- 8. Российский государственный исторический архив: фонд 1405, опись 110, дело 3461.